Суббота
27.04.2024
04:00
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 18" город Чита

Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Информация для родителей [9]
Группы детского сада [4]
Методическая копилка [5]
Публичный доклад [2]
Коллектив [2]
Информация отлогопеда [2]
Нормативные документы [7]

Главная » Статьи » Методическая копилка

Чтение художественной литературы о природе

Чтение художественной литературы о природе

Книга о природе имеет большую познавательную ценность. Она расширяет представления детей, знакомит с явлениями природы, жизнью растений и животных, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в природе.

Основоположниками советской детской природоведческой книги являются В. В. Бианки и М. М. Пришвин. Интересны сказки В. В. Бианки «Чьи это ноги?», «Кто, чем поет?», «Чей нос лучше?», «Хвосты» и др.

Литература для чтения и рассказывания детям:

Н. Акимушкин «Это все кошки»;

Н. Акимушкин «Это все собаки»;

В. Бианки «Рыбий дом»;

В. Бианки «Наши птицы»;

Г. Ганейзер «На лугу»;

Ю. Дмитриев «Кто в лесу живет и что в лесу растет»;

Ю. Дмитриев «Рассказы моей полянки»;

М. Д. Махлин «О тех, кого не любят»;

А. Михайлов «Вот так куколка!»;

Н. Осипов «В воде и у воды»;

Н. Павлова «Бабочки»;

Е. Пермяк «Чижик-пыжик»;

М. М. Пришвин «Золотой луг»;

Е. Серова «Наши цветы»;

Н. Сладков «Грачи прилетели»;

Н. Сладков «От зари до зорьки»;

Н. Сладков «Пестрые крылья»;

Н. Сладков «Солнцеворот»

Г. Скребицкий «Четыре художника»;

К. Д. Ушинский «Четыре желания»;

Г. Снегирев «Кто сажает лес»;

В. Чаплина «В зоопарке»;

Э. Шин «Сказки, найденные в стране» и др.

           Пословицы, поговорки, загадки, стихи о природе.

 

 

В беседах воспитатель часто использует литературные произведения. Но специфика произведений, рассказывающих о природе, такова, писал К. Д. Ушинский, что в них «многое понимается только чувством и не может быть объяснено умом». Поэтому педагог при чтении стихотворения или рассказа должен обратить внимание не только на его содержание, но постараться раскрыть его настроение и помочь ребенку проникнуться этим настроением.
«Именно глубина чувств и переживаний, испытываемых детьми при слушании, их эмоциональная отзывчивость, — пишет Н. С. Карпинская, — свидетельствуют о силе воспитательного воздействия художественного произведения. Без этой чувственной основы, без эмоционального отношения детей к тому, что они слушают, искусство как средство воспитания теряет свою ценность».
    Чтобы дать ребенку почувствовать красоту поэтического слова, воспитатель должен сам чувствовать ее и уметь передавать в своем исполнении. Нельзя монотонно, невыразительно читать произведение о природе. Пейзажная лирика (например, стихотворение С. Есенина «Береза») читается мягко, напевно, медленно, она не требует большого числа логических ударений, основными выразительными средствами здесь должны быть темп и пауза.
Исполнение многих прозаических произведений требует, наоборот, быстрого темпа, разнообразных интонаций и логических ударений. Так читаются произведения М. Пришвина, Н. Сладкова, Г. Скребицкого.
     При выборе художественных произведений о природе для чтения их детям воспитателю нужно помнить о том, что:
1) сообщаемые автором сведения о природе должны быть правильными, реалистичными;
2) связи и закономерности природы раскрыты в доступной детям степени;
3) произведение должно быть занимательным (интересная фабула, четкая сюжетная линия);
4) оно должно быть эмоциональным, насыщенным поэтическими оборотами, выразительными средствами.
     Воспитатель может широко использовать как сюжетные произведения о природе (В. Бианки, Е. Чарушина, Н. Павловой, Э. Шима), так и описательные (Г. Скребицкого, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова); может читать детям стихи русских и советских поэтов (А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, С. Есенина), в том числе написанные специально для детей (С. Маршака, З. Александровой, В. Серовой).
     Чтением художественных произведений воспитатель может дополнить не только беседы, но и наблюдения, прогулки. Например, во время прогулок в лес педагог читает строчки рассказов М. Пришвина. 

 Летом:

«Вот был солнечный день, такой яркий, что лучи проникали даже в в самый темный лес. Шел я вперед по такой узенькой просеке, что некоторые деревья с одной стороны перегибались на другую, и это дерево шептало своими листиками что-то другому дереву, на той стороне. Ветер был очень слабый, но все-таки он был: и наверху лепетали осинки, и внизу, как всегда, важно раскачивались папоротники».

Осенью:

«В солнечный день осенью на опушке леса собрались молодые разноцветные осинки, густо одна к другой, как будто им там в лесу стало холодно и они вышли погреться на солнышко, на опушку».
 Весной:
«Почки раскрываются, шоколадные, с зелеными хвостиками, и на каждом зеленом клювике висит большая прозрачная капля. Возьмешь одну почку, разотрешь между пальцами, и потом долго все пахнет ароматной смолой березы, тополя или черемухи... Вечер теплый, и такая тишина, словно должно что-то в такой тишине случиться. И вот начинают шептаться между собой деревья: береза белая с другой березой белой издали перекликаются; осинка молодая вышла на поляну, как зеленая свечка, и зовет к себе такую же зеленую свечку-осинку, помахивая веточкой; черемуха черемухе подает ветку с раскрытыми почками. Если с нами сравнить — мы звуками перекликаемся, а у них — аромат».
    Произведения художественной литературы могут быть использованы в самых различных ситуациях.  Вот дети стоят и смотрят, как на землю падает первый снег, как становится его все больше и больше, и уже нельзя различить отдельных снежинок, потому что целые хлопья снега падают на землю, кусты, деревья, крыши домов. «А давайте,— предлагает воспитатель,— вспомним стихи о зиме, которые мы учили в прошлом году». Дети вспоминают: «В поле вьюга загуляла...», «В декабре, в декабре все деревья в серебре...», «Первый зимний снежок белым пухом летит...» — «А теперь послушайте новое стихотворение»,— говорит воспитатель и читает «Первый снег» Е. Трутневой:
Что такое за окном?
Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром .
Самый первый, самый белый!..
        Воспитателю нужно помнить, что затягивающиеся, подробные беседы, которые превращаются в пересказ своими словами только что прослушанного рассказа, а то и стихотворения, нарушают целостность восприятия, прерывают эмоциональное воздействие произведения на ребенка. Поэтому беседа должна быть краткой, не касающейся деталей повествования. Как отмечал К. Д. Ушинский, «длинные, подробные объяснения поэтического произведения ослабляют его впечатление на чувство, а с другой стороны, впечатление на чувство возможно только тогда, когда образцовое произведение совершенно понято».
Помня эту рекомендацию К. Д. Ушинского, педагог должен найти ту меру вопросов, рассуждений, объяснений, которые помогут ребенку понять произведение, но не помешают воздействию его на чувства. «Перед педагогом, — отмечает Н. С. Карпинская,— стоит сложная, но выполнимая задача: сохраняя у детей свежесть первых впечатлений от прослушанного, вести их к более глубокому пониманию содержания произведения в пределах, доступных дошкольному возрасту».
На основании сказанного выше можно сформулировать некоторые требования к проведению бесед по литературно-художественным произведениям о природе:
1) беседа должна направлять мысли ребенка на понимание главного в прочитанном произведении;
2) в ходе беседы воспитатель должен помочь ребенку вспомнить и использовать в своей речи отдельные образные выражения и произведения («Как об этом сказано в стихотворении?», «Как это описано в рассказе?»);
3) беседа должна быть краткой, эмоциональной и предшествовать повторному чтению произведения.
Чтение поэтических произведений о природе развивает эмоциональность, образность детской речи. Дети начинают использовать в своих высказываниях и рассказах отрывки из прослушанного.
Например, когда в беседе об осени воспитатель спросил ребят подготовительной к школе группы, почему осень называют золотой, они правильной объяснили это, опираясь не только на свои представления, но и использовав знакомый им литературный материал, добавляя к ответам строчки им поэтических произведений: «Осень называют золотой, потому что листья лежат на земле и кажутся как золотые. И поле золотое... «Золотое поле, спелый колосок»; «Осень золотая, как ты мне мила», а это значит, что все осенью красивое, желтое и красное, как золото».
Итак, чем разнообразнее по своей структуре будет беседа о природе и чем эмоциональнее будет она проведена, тем большее значение будет она иметь для развития мышления и речи детей.
Сочетание приемов: различные вопросы, рассматривание картины, чтение художественного произведения, дидактическая игра и т. д. — создает условия для разнообразной умственной деятельности, что обеспечивает речевую активность и интерес детей в течение всего занятия.
Приводим примерные планы двух бесед для подготовительной к школе группы:
Беседа о зиме
1. Рассматривание картины К. Юона «Русская зима» (Какое время года изобразил художник? Что хотел нам показать художник своей картиной?).
2. Расскажите, что вы знаете о зиме (Какая зимой погода? Чем отличаются деревья зимой и летом? Как зимой живется птицам и зверям?).
3. Чтение стихотворения С. Есенина «Береза» (Чем понравилось вам это стихотворение? Какие слова употребил поэт, чтобы рассказать о красоте березы зимой? Какие слова подберете вы? Опишите зимний наряд деревьев.).
Беседа «Что нам осень подарила?»
1. Рассказы детей о том, что осень подарила в поле, саду, лесу, огороде (на основе детских наблюдений).
2. Рассматривание дидактических картин на темы «Уборка урожая в поле», «Уборка урожая в саду».
3. Дидактическая игра «Какая работа осенняя?» (классификация картинок).
Педагог должен продумать не только ход беседы, взаимообязанность ее частей, но и связь этой беседы с предшествующей и последующей работой. Целесообразно, например, после беседы планировать рассказывание на темы о природе, пересказ литературных произведений.
Приведем пример сочетания различных занятий по теме «Весна» для старшей и подготовительной к школе групп (в последней усложняется программное содержание, название занятия остается тем же).
Наблюдение, рассматривание картин.
Наблюдение сезонных изменений в неживой природе весной.
Рассматривание и описание веток, распустившихся в комнате.
Сбор и рассматривание первых весенних цветов (мать-и-мачеха, подснежник).
Прогулка к реке, наблюдение ледохода.
Рассматривание картины о разливе реки, о ледоходе. Чтение стихотворения Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
Беседа
Беседа о весне (неживая природа и растительный мир).
Беседа о жизни зверей весной.
Рассказывание
Составление описательных рассказов «Весенние цветы» (по картинкам или живым цветам).
Придумывание рассказа «Что весной случилось на реке?»
Летом в подготовительной к школе группе интересно пройдут такие взаимосвязанные занятия:
1. Экскурсия на луг.
2. Беседа о лете (с использованием картины А. Пластова «Сенокос»).
3. Пересказ рассказа М. Пришвина «Цветущие травы».

 

Категория: Методическая копилка | Добавил: Заведующая (16.06.2013)
Просмотров: 16893 | Рейтинг: 3.3/3
Всего комментариев: 0
Случайное фото

Статистика сайта